Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Голосование
Какой ваш любимый предмет?
Всего 282 человека

Правовая страничка

Дата: 18 апреля 2016 в 12:52
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.
1. Понятие прав, обязанностей и гарантий в конституционном праве.
2. Личные права и свободы человека.
3. Политические права и свободы граждан Республики Беларусь.
4. Экономические, социально-культурные права, свободы граждан Республики Беларусь.
5. Обязанности граждан Республики Беларусь.
6. Конституционные гарантии прав человека и гражданина в Республике Беларусь.
7. Гражданство: понятие, способы приобретения и прекращения. Порядок рассмотрения вопросов, связанных с гражданством.
8. Иностранные граждане и лица без гражданства.
Понятие прав, обязанностей и гарантий в конституционном праве
Права человека - это совокупность предназначенных природой индивида условий, принципов, норм, правил и способов деятельности, обеспечивающих ему возможность достойной жизни в обществе.
Права человека тесно связаны со свободой. Последняя составляет основу всех прав человека.
Свобода - представляет собой внутреннее и внешнее состояние независимости человека от природных и социальных сил.
Внутренняя свобода предполагает свободу мыслей, убеждений, свободу слова, веры и т.д.
Внешняя свобода - это свобода выбора человека, свобода его реального действия во всех сферах общественной жизни - экономической, политической, духовной.
Права человека – это права, которые не зависят от гражданства и принадлежат всем без исключения.
Право – это мера возможного поведения.
Права гражданина – это права, которые принадлежат только гражданам государства – лицам, имеющим с данным государством устойчивую правовую связь.
Обязанности – это мера должного поведения.
Конституционные обязанности - это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляют человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан
Гарантии – это меры, обеспечивающие возможность реализации физическим лицом принадлежащих ему прав и свобод это способ обеспечения прав и свобод.
Правой статус личности – это совокупность прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.
Конституционные права и свободы принято классифицировать на три группы:
1) личные;
2) политические;
3) социальные, культурные, экономические.
Личные права и свободы человек
Они неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Это права и свободы, которые необходимы для охраны жизни, свободы, достоинства человека как личности.
Основным личным правом человека является право на жизнь.
К личным правам относится право на неприкосновенность и достоинство личности.
Конституция устанавливает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
Неприкосновенность личности как личная свобода заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничить свободу человека распоряжаться в рамках закона своими действиями, пользоваться свободой передвижения.
Никто не может быть подвергнут аресту, заключению под стражу и содержание под стражей иначе, как на основании судебного решений.
Значительное место в системе личных прав и свобод занимают права на неприкосновенность жилища (ст.29), частной жизни (ст.28), тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст.28).
Гарантия неприкосновенности жилища означает, что никто не имеет права без законного основания войти в жилище, а также оставаться в нем против воли проживающих в нем лиц.
Важной формой свободы личности является свобода передвижения (ст. 30): каждый, кто законно находится на территории Республики Беларусь, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
К личным правам и свободам относится право определять и указывать свою национальную принадлежность (ст.50), свобода мысли и слова (ст.33), свобода совести и вероисповедания(ст.31).
Право на свободу совести
Каждый имеет право на свободу выбора атеистических или религиозных убеждений, а именно:самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.
Право на свободу вероисповедания
Каждый имеет право свободно выбирать, иметь, менять, выражать и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом.
Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться какому-либо принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию той или иной религии, к участию или неучастию в деятельности религиозных организаций.
Родители или лица, их заменяющие, по взаимному согласию вправе воспитывать своих детей в соответствии со своим собственным отношением к религии.
Государство не может вмешиваться в воспитание ребенка, основанное на определенном религиозном мировоззрении родителей или лиц, их заменяющих, за исключением случаев, когда побуждение к религиозным действиям угрожает непосредственно жизни или здоровью ребенка, нарушает его законные права.
Политические права и свободы граждан Республики Беларусь
Под политическими правами и свободами подразумевают права, затрагивающие непосредственно политические интересы человека.
Политические права выражают возможности гражданина на участие в политической жизни и в осуществлении государственной власти.
Наиболее общим, объединяющим все другие политические права и свободы является право участвовать в управлении делами государства (ст.37).
Рассматриваемое право осуществляется в различных формах как непосредственно, так и через представителей.
Непосредственными формами являются участие граждан в референдуме, а также реализация их права избирать (активное избирательное право) и быть избранными (пассивное избирательное право) в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Граждане Республики Беларусь имеют равный доступ к государственной службе в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой (ст.39).
При поступлении на государственную службу и при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Конституционно закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.40).
В зависимости от содержания обращения граждан могут быть в виде заявления, жалобы или предложения.
К личным правам относится право на объединение (ст. 36).
Экономические, социально-культурные права, свободы граждан Республики Беларусь
Экономические права признаются за человеком как участником экономической жизни общества.
Социальные права закрепляют определенные формы поддержки человека со стороны государства и общества.
Культурные права закрепляют возможность самореализации человека с сфере культурной и научной жизни общества.
Важнейшее место в системе социально-экономических прав и свобод занимает право частной собственности (ст.13).
Право на труд – ст.41.
Государство запрещает принудительный труд, создает условия для полной занятости населения; признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку; утверждает право на защиту от безработицы.
Право на отдых (ст. 43): установление 40-часовой рабочей недели, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска и т.д.
В ст. 32 Конституции закреплена общая норма о том, что брак, семья, материнство и, отцовство и детство находятся под защитой государства.
Данная статья определяет взаимные права родителей и детей.
Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
К числу социально-экономических прав и свобод относится право на социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст.47).
Конституционно закрепляется право на жилище (ст.48).
Оно включает защиту жилища, поощрение органами государственной власти и местного самоуправления жилищного строительства, бесплатное или за доступную плату предоставление жилища малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в нем, из государственных, муниципальных и иных жилищных фондов.
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.45)
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду (ст.46).
К числу социально-экономических прав и свобод относится право на образование (ст.49).
Реализация этого права дает возможность получить общеобразовательную и профессиональную подготовку.
В соответствии со ст.51 Конституции каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
Обязанности граждан Республики Беларусь
Обязанности - это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляют человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан.Важнейшая обязанность гражданина - соблюдение Конституции и законов (ст.50).
Соблюдение Конституции и законов означает, что своей деятельностью и образом жизни человек должен содействовать практической реализации принципов Конституции и положений действующего законодательства.
Согласно ст.53 каждый обязан уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц.
В Конституции закрепляется обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 55).
Конституция закрепила обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст.56).
Данная обязанность каждого человека и гражданина в прежних конституциях не закреплялась, а была конституционно закреплена с переходом страны к рыночной экономике.
Закон устанавливает для граждан дифференцированные ставки налогов, тем самым государство стремится к тому, чтобы сбалансировать доходы различных категорий населения - уменьшить разрыв доходов высоко- и низкооплачиваемых категорий.
Каждый обязан беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности (ст. 54).
В ст. 57 Конституции закреплено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РБ. Гражданин РБ несет военную службу в соответствии с законом « О воинской обязанности и военной службе», который определяет условия прохождения военной службы в рядах Вооруженных сил РБ, порядок призыва, льготы по призыву, сроки службы, условия ее прохождения и др.
Ст. 58- никто не может быть понужден к исполнению обязанностей
Ст. 60- гарантия прав и свобод: каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки.
Конституционные гарантии прав человека и гражданина в Республике Беларусь
Конституционные гарантии – это совокупность средств, свобод и процедур, создающих условия, при которых личность может реально защищать и отстаивать на законном основании предусмотренные Конституцией, законодательными актами и текущим законодательством свои права и интересы, признаваемые, соблюдаемые всем обществом и защищаемые государством.
Основополагающим конституционным принципом и одновременно конституционной нормой-гарантией, положенной в основу правового регулирования прав и свобод человека и гражданина, взаимоотношений личности и государства в Республике Беларусь, является принцип, закрепленный в Конституции Республики Беларусь и провозглашающий человека, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства.
Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности.Гарантии могут классифицироваться на:
1 социально-экономические;
2 политические;
3 юридические.Социально-экономические гарантии предполагают соответствующую среду и материальную основу, обеспечивающие свободное использование социальных и экономических прав и свобод.
Конституционные гарантии права на труд:
1 полная занятость населения;
2 защита экономических и социальных интересов;
3 право на объединение в профессиональные союзы;
4 заключение коллективных договоров;
5 право на забастовку;
6 запрет принудительного труда;
7 установление рабочей недели не превышающей 40 часов;
8 пособие по безработице и др.
Конституционные гарантии права на охрану здоровья :
1 бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения;
2 медицинское обслуживание;
3 развитие физической культуры и спорта;
4 оздоровление окружающей среды;
5 совершенствование охраны труда и др.
Конституционные гарантии права собственности:
1 владение, пользование и распоряжение собственностью единолично или совместно;
2 неприкосновенность;
3 право наследования и др.
Конституционные гарантии права на социальную защиту:
1 пенсионное обеспечение граждан;
2 выплата пособий;
3 развитие государственного, общественного и частного жилищного фонда и др.
Под политическими гарантиями понимаются соответствующим образом ориентированная политика государства, ее направленность на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; устойчивость политических структур, их способность к достижению гражданского согласия, исключение дестабилизации в обществе; должностной уровень политической культуры.
Это конституционные гарантии, содержащиеся в Основах конституционного строя Республики Беларусь:
1 принцип, закрепленный в ст.
2 Конституции Республики Беларусь;
2 равенство всех перед законом и судом (ст.21).
Юридические гарантии охватывают все правовые средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека и гражданина - судебные (конституционно-процессуальные) гарантии, применяемые при осуществлении гражданского, административного, уголовного и конституционного судопроизводства:
- гарантия государственной защиты прав и свобод гражданина (ч.3 ст.21);
- право на получение квалифицированной юридической помощи (ст.62);
- презумпция невиновности (ст.26);
- право обращения в судебные органы по защите прав и свобод гражданина (ст.61) и др.
Презумпция невиновности.
«Никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность» (ст.26 Конституции Республики Беларусь).
В статье 11 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. презумпция невиновности формулируется следующим образом: «Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты».
В Международном пакте о гражданских и политических правах, принятом Генеральной Ассамблеей ООН 18 декабря 1966 г. и ратифицированном СССР 18 сентября 1973 г., записано: "Каждый обвиняемый в совершении уголовного преступления имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет доказана согласно закону".
Презумпция невиновности может быть опровергнута, но только путем доказывания установленными процессуальным законом средствами и лишь при наличии достаточных судебных доказательств, относимых к делу и допускаемых законодательством, причем бремя доказывания (обязанность доказывания) возлагается на органы обвинения.
Принцип презумпции невиновности определяет правовой статус обвиняемого не только в уголовном процессе, но и во всех общественных отношениях, в которых он выступает в качестве одного из субъектов.
До вступления приговора в законную силу за обвиняемым, содержащимся под стражей, сохраняется право на участие в выборах, право на пользование жилым помещением, его никто не может уволить с работы или отчислить из учебного заведения ввиду его виновности в совершении преступления.
Так как признание лица виновным в совершении преступления составляет исключительную прерогативу суда, привлечение к делу в качестве обвиняемого не порождает начала реализации уголовной ответственности.
Уголовная ответственность может быть возложена только приговором суда на лицо, виновность которого доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
 Гражданство: понятие, способы приобретения и прекращения
Порядок рассмотрения вопросов, связанных с гражданством. Институт гражданства в Республике Беларусь регулируется Законом Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь» от 1 августа 2002 года.
Гражданство Республики Беларусь - это устойчивая правовая связь человека с Республикой Беларусь, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.Гражданство Республики Беларусь основывается на следующих принципах:
1) каждый имеет право на гражданство;
2) гражданство Республики Беларусь является равным для всех граждан Республики Беларусь независимо от оснований его приобретения;
3) гражданство Республики Беларусь не может быть предоставлено против воли лица;
4) никто не может быть лишен гражданства Республики Беларусь или права изменить гражданство;
5) Республика Беларусь стремится к избежанию случаев без гражданства.
Гражданами Республики Беларусь являются:
1) лица, состоящие в гражданстве Республики Беларусь на день вступления в силу настоящего Закона;
2) лица, которые приобрели гражданство Республики Беларусь в соответствии с настоящим Законом.
Гражданами Республики Беларусь по рождению признаются лица, родившиеся в пределах современной территории Республики Беларусь, являвшиеся гражданами бывшего СССР по рождению и получившие гражданство Республики Беларусь до вступления в силу настоящего Закона.
За лицом, являющимся гражданином Республики Беларусь, не признается принадлежность к гражданству иностранного государства, если иное не предусмотрено международными договорами.(двойное гражданство).
Граждане Республики Беларусь, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Республики Беларусь.
Гражданство Республики Беларусь приобретается:
· по рождению;
· в результате приема в гражданство Республики Беларусь;
· в порядке регистрации;
· по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом.
Приобретение гражданства Республики Беларусь по рождению (филиация): ребенок приобретает гражданство Республики Беларусь по рождению, если на день рождения ребенка:
1 родители (единственный родитель) ребенка состоят в гражданстве Республики Беларусь, независимо от места рождения ребенка;
2 один из родителей ребенка состоит в гражданстве Республики Беларусь, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно, независимо от места рождения ребенка;
3 один из родителей ребенка состоит в гражданстве Республики Беларусь, а другой является иностранным гражданином, - по совместному заявлению родителей независимо от места рождения ребенка. При отсутствии такого заявления ребенок приобретает гражданство Республики Беларусь, если иначе он стал бы лицом без гражданства;
4 родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являются лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь;
5 родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являются иностранными гражданами, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему своего гражданства.Находящийся на территории Республики Беларусь ребенок, родители которого неизвестны, становится гражданином Республики Беларусь.
Прием в гражданство Республики Беларусь (натурализация).
В гражданство Республики Беларусь на основании письменного заявления может быть принято любое лицо, достигшее 18-летнего возраста, если оно:
1 берет на себя обязательство соблюдать и уважать Конституцию Республики Беларусь и иные акты законодательства Республики Беларусь;
2 знает один из государственных языков Республики Беларусь в пределах, необходимых для общения;
3 постоянно проживает на территории Республики Беларусь на протяжении последних семи лет;
4 имеет законный источник средств существования;
5 не имеет гражданства, либо утрачивает гражданство иностранного государства в случае приобретения гражданства Республики Беларусь, либо обратилось в полномочный орган иностранного государства с заявлением о выходе из гражданства (отказе от гражданства) этого государства, за исключением случаев, когда выход (отказ) невозможен либо его нельзя обоснованно требовать.
Срок проживания может быть сокращен либо не применяться вовсе для:
· белорусов, а также лиц, идентифицирующих себя как белорусы, и их потомков (кровные родственники по прямой линии: дети, внуки, правнуки), родившихся за пределами современной территории Республики Беларусь;
· лиц, имеющих выдающиеся заслуги перед Республикой Беларусь, высокие достижения в области науки, техники, культуры и спорта либо обладающих профессией или квалификацией, представляющими государственный интерес для Республики Беларусь;
· лиц, имевших гражданство Республики Беларусь или право на гражданство Республики Беларусь, родители (усыновители) которых выбрали для них иное гражданство;
· лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, ранее состоявших в гражданстве Республики Беларусь.
Приобрести гражданство Республики Беларусь в порядке регистрации могут:
1. Лица, состоявшие в гражданстве бывшего СССР, при условии, что они родились либо постоянно проживали на территории Республики Беларусь до 12 ноября 1991 года, а также супруги таких лиц, состоявшие в гражданстве бывшего СССР, и их потомки;
2. Дети - по совместному заявлению родителей, один из которых состоит в гражданстве Республики Беларусь, либо по заявлению одного из родителей, состоящего в гражданстве Республики Беларусь, если место нахождения другого родителя, являющегося иностранным гражданином, неизвестно, либо по заявлению единственного родителя, состоящего в гражданстве Республики Беларусь;
3. Дети, находящиеся на территории Республики Беларусь, единственный известный родитель или оба родителя которых умерли, лишены родительских прав, отказались от воспитания ребенка или дали согласие на его усыновление, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими, а также недееспособные лица, над которыми установлены опека или попечительство, - по заявлению опекуна (попечителя), согласованному с органом опеки и попечительства.
Заявление о приобретении гражданства Республики Беларусь отклоняется, если заявившее об этом лицо:
осуждено за совершение преступления против мира и безопасности человечества, военного преступления, преступления против государства;
имеет судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Республики Беларусь или за ее пределами, признаваемого таковым законодательством Республики Беларусь;
является подозреваемым или обвиняемым и в отношении его осуществляется уголовное преследование в Республике Беларусь, а также в иностранном государстве за преступления, признаваемые таковыми законодательством Республики Беларусь, - до вынесения приговора или иного итогового решения по делу;
осуждено и отбывает наказание в виде лишения свободы, - до истечения срока наказания;депортировалось из Республики Беларусь, - до истечения срока, позволяющего в соответствии с законодательством Республики Беларусь повторно обращаться с просьбой о въезде в Республику Беларусь;
представило ложные сведения или подложные документы;состоит на воинской службе, службе в полиции, органах безопасности, юстиции или иных государственных органах иностранного государства.
Гражданство Республики Беларусь прекращается вследствие:
1) выхода из гражданства Республики Беларусь;
2) утраты гражданства Республики Беларусь (Гражданство Республики Беларусь утрачивается вследствие поступления лица на воинскую службу, службу в полицию, органы безопасности, юстиции или иные государственные органы иностранного государства).
Прекращение гражданства Республики Беларусь не допускается, если гражданин Республики Беларусь:
· является обвиняемым либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;
· имеет задолженность по налогам или другие непогашенные долги и обязательства перед Республикой Беларусь, ее юридическими и физическими лицами;
· не имеет иного гражданства или гарантий его приобретения.
Решение о приобретении или прекращении гражданства Республики Беларусь отменяется, если оно было принято на основании представленных заведомо ложных сведений или подложных документов.
Отмена решения по вопросам гражданства Республики Беларусь возможна в течение семи лет со дня его принятия.
Решение о приобретении или прекращении гражданства Республики Беларусь в случае его отмены считается недействительным со дня его принятия.
Порядок рассмотрения вопросов, связанных с гражданством.
Решения о приеме в гражданство Республики Беларусь и его прекращении принимаются Президентом Республики Беларусь или в установленном им порядке.
Государственными органами, принимающими участие в решении вопросов гражданства Республики Беларусь, являются:
Президент Республики Беларусь;
органы внутренних дел;
органы дипломатической службы Республики Беларусь за рубежом.
Президент Республики Беларусь:
· определяет порядок приобретения гражданства Республики Беларусь и его прекращения;
· издает указы о приеме в гражданство и выходе из гражданства Республики Беларусь;
· издает распоряжения в случаях отклонения заявлений о приеме в гражданство и выходе из гражданства Республики Беларусь.
Органы внутренних дел Республики Беларусь:
· принимают от лиц, постоянно проживающих в Республике Беларусь, заявления по вопросам гражданства, проверяют факты и документы, представленные в обоснование таких заявлений;
· направляют материалы по заявлениям о приеме в гражданство и выходе из гражданства Республики Беларусь на рассмотрение Президента Республики Беларусь;
· определяют принадлежность лиц, находящихся на территории Республики Беларусь, к гражданству Республики Беларусь;
· решают вопросы приобретения гражданства Республики Беларусь в порядке регистрации лицами, постоянно проживающими в Республике Беларусь;
· решают в соответствии с законодательством Республики Беларусь иные вопросы, связанные с гражданством Республики Беларусь.
Органы дипломатической службы Республики Беларусь:
· принимают от лиц, постоянно проживающих за границей, заявления по вопросам гражданства, проверяют факты и документы, представленные в обоснование таких заявлений;
· направляют материалы по заявлениям о приеме в гражданство и выходе из гражданства Республики Беларусь на рассмотрение
Президента Республики Беларусь;
· определяют принадлежность лиц, находящихся за границей, к гражданству Республики Беларусь;
· решают вопросы приобретения гражданства Республики Беларусь в порядке регистрации лицами, постоянно проживающими за границей;
· решают в соответствии с законодательством Республики Беларусь иные вопросы, связанные с гражданством Республики Беларусь.
Заявления по вопросам гражданства Республики Беларусь подаются в органы внутренних дел Республики Беларусь по месту постоянного жительства заявителя, а лицами, постоянно проживающими за границей, - в соответствующий орган дипломатической службы Республики Беларусь.Заявления по вопросам гражданства подаются заявителем лично в письменной форме.
Требования к форме заявления и перечень прилагаемых к нему документов применительно к конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Республики Беларусь определяются Президентом Республики Беларусь.
Заявления по вопросам гражданства детей и недееспособных лиц подаются их родителями или другими законными представителями.
При невозможности личного обращения заявителя заявление и прилагаемые к нему документы могут быть переданы для рассмотрения через другое лицо либо направлены по почте.
Срок рассмотрения заявлений о приеме в гражданство Республики Беларусь не должен превышать одного года.
Срок рассмотрения заявлений о выходе из гражданства Республики Беларусь не должен превышать шести месяцев.
Срок рассмотрения заявлений о приобретении гражданства в порядке регистрации не должен превышать двух месяцев.
Гражданство Республики Беларусь прекращается со дня вступления в силу указа Президента Республики Беларусь или принятия решения уполномоченным им органом.
Повторные заявления лица о приеме в гражданство Республики Беларусь или выходе из гражданства Республики Беларусь принимаются не ранее чем через год после принятия предшествующего решения.
В случае возникновения существенных для дела обстоятельств, которые не были и не могли быть известны заявителю, повторное заявление может быть рассмотрено и ранее.
Решения по вопросам гражданства, принятые Президентом Республики Беларусь, могут быть обжалованы в Верховный Суд Республики Беларусь, который рассматривает такие дела в качестве суда первой инстанции.
Решения по вопросам гражданства, принятые государственными органами, уполномоченными Президентом Республики Беларусь, могут быть обжалованы в областные, Минский городской суды.Необоснованный отказ в приеме заявлений по вопросам гражданства, нарушение сроков рассмотрения заявлений, а также другие неправомерные действия должностных лиц по вопросам гражданства могут быть обжалованы в суд.
Иностранные граждане и лица без гражданства.
Статус иностранных граждан и лиц без гражданства регулируется Законом Республики Беларусь от 3 июня 1993 года «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь».
Иностранными гражданами в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.
Иностранные граждане, имеющие гражданство двух или более государств, считаются в Республике Беларусь гражданами того государства, по документам которого они въехали на территорию Республики Беларусь.
Лицами без гражданства в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства.
Иностранные граждане и лица без гражданства в Республике Беларусь пользуются теми же правами и свободами и выполняют те же обязанности, что и граждане Республики Беларусь.
Ограничения прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства могут устанавливаться только в случаях, если это необходимо
1) для защиты прав и основных свобод граждан Республики Беларусь,
2) обеспечения государственной безопасности,
3) охраны общественного порядка и здоровья населения.
В случае, если другое государство ограничивает или нарушает общепризнанные нормы правового положения иностранных граждан в отношении граждан Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь могут быть установлены ответные ограничения в отношении прав и свобод граждан этого государcтва.
Иностранные граждане и лица без гражданства могут проживать в Республике Беларусь постоянно либо временно.
Иностранные граждане и лица без гражданства считаются постоянно проживающими в Республике Беларусь, если они имеют выданное органами внутренних дел разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь.Разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь иностранным гражданам и лицам без гражданства выдается, если они:
1) находятся в близком родстве с гражданами Республики Беларусь;
2) заключили брак с гражданином Республики Беларусь.Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся в Республике Беларусь по иным основаниям, считаются временно проживающими в Республике Беларусь.
Условия их пребывания на территории Республики Беларусь определяются Советом Министров Республики Беларусь.
Иностранные граждане и лица без гражданства, считающиеся временно проживающими в Республике Беларусь, должны выбыть из Республики Беларусь по истечении определенного им срока пребывания.
Задержанные или арестованные иностранные граждане либо лица без гражданства должны быть безотлагательно информированы на понятном им языке о причинах задержания или ареста, правах, которые они имеют в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Орган, задержавший или арестовавший иностранного гражданина, сообщает об этом в Министерство иностранных дел Республики Беларусь для информирования о случившемся дипломатического или консульского представительства государства, гражданином которого является задержанный или арестованный.
Иностранные граждане и лица без гражданства, временно проживающие на территории Республики Беларусь, имеют право заниматься трудовой, хозяйственной или иной деятельностью -- только при получении специального разрешения, выданного государственными органами, уполномоченными на то Советом Министров Республики Беларусь.
Иностранные граждане и лица без гражданства, временно проживающие на территории Республики Беларусь, имеют право заниматься трудовой, хозяйственной или иной деятельностью, если это совместимо с целями их пребывания, а в иных случаях -- только при получении специального разрешения, выданного государственными органами, уполномоченными на то Советом Министров Республики Беларусь.
Иностранные граждане и лица без гражданства не могут избирать и быть избранными в выборные государственные органы Республики Беларусь, а также принимать участие в референдумах.
Иностранные граждане и лица без гражданства не могут занимать должности, назначение на которые в соответствии с законодательством связано с принадлежностью к гражданству Республики Беларусь.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.